Упражнения для разбивки участников на группы
Задача разбивки тренинговой группы на
отдельные подгруппы возникает у ведущего достаточно
часто. Дело не только в том, что многие тренинговые упражнения подразумевают работу
в парах, тройках или четверках. Ведь задача интенсифицировать процессы общения между участниками и вообще придать динамизм тренингу может быть решена именно через дробление на подгруппы. При этом следует помнить об очень важном условии - нельзя давать этим подгруппам «застыть» в определенном
составе. Нужно постоянно «перетасовывать» участников, чтобы предоставить возможность каждому максимально пообщаться
с другими участниками. А для этого следует использовать
процедуры случайной разбивки на группы. Применение одних и тех же приемов быстро наскучит участникам. Поэтому предлагается набор (далеко не
исчерпывающий!) вариантов разбивки
участников тренинга на отдельные подгруппы. Конечно, интересней, если создание
подгрупп носит не директивный, а игровой характер.
Упражнение «Расчет»
Это самый элементарный способ.
Произвести расчет на «первый - второй», «первый - второй -
третий» и т. д. в зависимости от того, сколько требуется групп. Тут
важно не перепутать: расчет нужно делать исходя именно из
нужного количества групп, а не из количества участников в каждой
группе. Банальное предупреждение, однако опыт показывает,
что начинающие тренеры, видимо, от волнения в таких ситуациях
совершенно перестают ладить с арифметикой.
Упражнение«Сегментациякруга»
Тоже из разряда элементарных. Группу
можно поделить пополам, проведя воображаемый диаметр круга от себя (ведущего)
к участнику, сидящему напротив. В случае, если требуется более двух команд, круг просто разбивается на нужное число сегментов.
Упражнение«Цветоделение»
Деление на группы проводится по
внешним признакам участников, например но цветам одежды.
Те, у кого преобладает зеленый цвет, получают название
«зеленых» (можно и «Гринпи-сом» назвать). Могут появиться «красные» и «белые».
Те, кто не попал ни в одну категорию, образуют, скажем, «команду
пестрых». Не советуем создавать «содружество темных сил», даже если многие участники одеты в траурные цвета, дабы на людей не «повесить якорей», которые вам совсем не нужны. Впрочем, если вы как раз
собираетесь провести игру типа «Страшноватого суда» (см. «Школьный психолог» 2000) или другую, в которой требуется группа
негативных персонажей, а также если вы рассматриваете
темный цвет одежды этих конкретных участников как бессознательное отражение их отрицательных эмоций, нуждающихся в «обыгрывании», то вполне приемлемо выделение их в отдельную группу с особыми ролевыми функциями. Критериями выделения отдельных групп могут быть не только цвета одежды, но и другие внешние признаки, такие как наличие украшений или часов; свитера или футболки; брюки или юбки (если группа по
преимуществу женская); цвет волос; цвет глаз и т. д.
Упражнение «Построение по ранжиру»
Участники встают в шеренгу. По команде
ведущего за минимальное время они должны молча
построиться: по цвету глаз; по цвету волос; по росту (с закрытыми
глазами); по высоте голоса (после проведения игры
проверяется, например, исполнением ноты «ля», произнесением слова
«мама» и другими способами) и другим признакам. При этом
ведущий каждый раз должен четко обозначать, с какой стороны
должны встать участники, например, «с самыми светлыми волосами», а с какой - «с
самыми темными». Обычно такие игры проводятся весело и с
энтузиазмом. После того, как построение по какому-либо признаку
выполнено, ведущий делит шеренгу на нужное количество групп с разной
степенью выраженности выбранного признака.
Упражнение«Стрельба глазами»
Участники встают в круг, опустив глаза.
По сигналу ведущего все поднимают глаза, стремясь
встретиться с кем-то взглядом. Если это удалось, то образовавшиеся пары
покидают круг. Игра продолжается до тех пор, пока все
участники не окажутся разбиты по парам. А дальше - по замыслу
ведущего: либо организуется работа в парах, либо пары
группируются в более крупные объединения. Можно провести эту игру
несколько иначе: взаимное попадание в «стрельбе глазами»
не приводит к выходу из круга, а попытки повторяются до тех
пор, пока вся группа не распадется на пары взаимно выбравших
друг друга участников. Драматичность игре придают ситуации,
когда число участников является нечетным и кто-то их них заведомо должен остаться
без пары. В этом случае ведущий может, например,
предложить какой-либо паре (или команде) тянуть жребий, кому
достанется оставшийся игрок, или устроить между ними соревнование за
право включить этого игрока в свой состав, или найти другое
решение, оптимальное для этого конкретного случая.
Упражнение«Атомы
и молекулы» (1 вариант)
Участники группы разбредаются по
тренинговой комнате под негромкую «космическую» музыку.
Ведущий говорит: «Каждый из вас - одинокий атом, блуждающий
в пространстве. Вы совершаете броуновское движение,
встречаясь с другими атомами и даже совершая легкие столкновения. Но
иногда что-то происходит, и вы получаете возможность
объединиться в молекулы. Вы будете делать это по моей команде.
Число атомов в молекуле я назову». Через некоторое время
ведущий хлопает в ладоши, музыка останавливается, и он
произносит, например: «Четыре». Участники
быстро составляют группы по четыре человека. Те, кто не
успел войти ни в одну «молекулу» (скажем, игроков осталось трое), выбывают из
игры. «Молекулы» снова распадаются на атомы, продолжающие «блуждать
в пространстве» до следующей команды ведущего. В результате
игры можно либо создать две команды - из тех, кто выбыл, и из тех, кто остался В игре, - либо в определенный момент дать команду собраться в молекулы с таким числом атомов, какое нужно для дальнейших процедур
(хорошо, если это число как раз будет равно количеству выбывших участников,
которые тогда образуют свою группу).
Упражнение
«Лидеры»
Ведущий быстро и неожиданно командует:
«Встаньте те, кто считает себя лидером!». Первые двое (трое, четверо - смотря сколько надо подгрупп), кто вскочил со своего
места, объявляются руководителями, имеющими право набрать свои команды.
Лидеры получают право по очереди
называть имя человека, которого они берут в свою команду. Можно
поступить и иначе: каждому из лидеров предлагается выбрать
только одного участника, которого он хочет видеть в своей
команде. Затем выбранные участники но очереди выбирают
следующих, и так далее до тех пор, пока группа не окажется
поделенной на две части. Если участников нечетное количество, то возникнет
ситуация, когда кто-то один останется невостребованным.
«Невостребованный» участник может почувствовать себя очень
дискомфортно. Поэтому ведущий должен обратить ситуацию в
позитивную, скажем, предложить лидерам двух групп поспорить о
праве на этого последнего участника: произнести краткий монолог,
в котором доказать, что в силу таких-то достоинств этот
человек необходим именно в его команде. После этого участник сам
выбирает для себя команду.
Упражнение
«Любое число»
Еще одна игра, которая может быть
использована для разбивки на группы. Ведущий называет по
имени любого из игроков. Тот мгновенно должен назвать
какое-нибудь число от одного до числа, равного количеству участников. Ведущий
командует: «Три-четыре!». Одновременно должно встать столько
игроков, какое число названо. При этом игрок, назвавший это
случайное число, сам может встать, а может остаться сидеть. Кто-нибудь из
игроков может сообразить, что существуют беспроигрышные варианты: нужно назвать либо «один» и вскочить самому, либо назвать число членов группы, и тогда встанут все. После одной-двух удачных попыток участники испытывают чувство возросшей групповой сплоченности. Тут ведущему и нужно взять инициативу в свои руки. «А теперь я сам скомандую!» - заявляет он и называет число, которое (по его замыслу) означает необходимое количество игроков в одной подгруппе. Если встало столько
игроков, сколько и было заказано, хорошо. Ведущий просто
просит их выйти из круга и продолжает игру с оставшимися, назвав
то же самое число (в случае, если подгрупп должно быть более двух; если группу надо было поделить пополам, то достаточно
назвать число, равное половине участников). Если же игроков
встало больше или меньше, то ведущий добавляет или убавляет игроков по своему
усмотрению.
Упражнение«Разбивка по критерию»
Ведущий предлагает группе какие-либо
критерии, которые подразумевают не ранжирование, а ясную
классификацию с четким разделением участников на разные
категории. Этот способ разбивки особенно удобен в тех случаях,
когда необязательным является равное количество игроков в
подгруппах.
Например, в процессе групповой
динамики возникает момент, когда необходимо проработать чувства
участников относительно событий, происходящих на тренинге, а
для этого ведущему необходимо получить информацию об этих
чувствах. Тогда ведущий говорит участникам:
«Психологический тренинг можно сравнить с ужином в ресторане.
Представьте, что вы - посетители этого
ресторана. Вы уже провели в нем какое-то время,
попробовали некоторые из блюд, предлагаемых в меню. Кому-то
понравилось, кому-то не очень, кто-то уже насытился, а кто-то
только-только "заморил червячка'\ Давайте
попробуем рассесться в нашем "ресторане" в соответствии со своими ощущениями. Те, кто попробовал, им понравилось, но свой голод они еще не утолили и желали бы отведать чего-нибудь еще из здешней кухни, прошу в этот угол. Те, кто уже наелся и желал бы сменить ресторан на какое-то иное место, занимают места в противоположном углу. Может быть, для кого-то блюда из меню ресторана оказались не вполне в их вкусе.
Таких прошу расположиться в третьем
углу. Ну, а четвертый угол займут те, кто еще не понял,
насколько здешняя кухня их удовлетворяет, и потому пока в сомнении ковыряется вилкой в салате. Итак, располагайтесь!». В зависимости от
складывающихся обстоятельств ведущий
принимает решение о направлении дальнейшей
работы. Можно, например, предложить каждой группе обсудить и обосновать свой выбор, может быть,
высказать свои пожелания относительно
качества приготовления, рецептов и преподнесения
блюд. Скажем, кто-то считает пищу «пресной», кому-то хочется «погорячее», кого-то устроили бы более
изысканные блюда, меньше
«общепитовских» и больше «эксклюзивных» рецептов и т. п. Вместо «ресторанной
метафоры» можно предложить огромное количество других. Допустим, повесив в
разных углах тренинговой комнаты
рожицы с изображением разных эмоциональных
состояний - от беспросветной тоски до безудержного восторга, - попросить участников выбрать наиболее
подходящее для себя место.
Задания образовавшимся группам можно
дать в соответствии с их настроением. Скажем,
«восторженных» участников можно попросить
придумать способы развеселить «тоскующую» подгруппу.
Упражнение
«Кто на
новенького?»
Этот способ предполагает передачу
инициативы по созданию подгрупп самим участникам. Ведущий просто предлагает
каждому выбрать того, с кем в процессе тренинговой работы
взаимодействовал меньше всего, пообщаться с ним глазами,
невербально договориться и подойти друг к другу. Потом (если
требуется работа в четверках или шестерках) найти пару или две
партнеров, с которыми также у обоих членов пары общения было
пока недостаточно.
Упражнение «Джунгли»
Реквизит: листочки с названиями животных, прикрепленные к спинке
стула.
Упражнение используется для деления на
группы и поддержания работоспособности.
Ведущий до занятия к обратной стороне
стула прикрепляет листочки с названиями животных
(например «обезьяна», «крокодил», «верблюд», «бегемот»). Названия
животных на листочках должны повторяться в таком количестве,
чтобы на их основе можно было разделить группу на нужное число
микрогрупп по 3-4 человека.
После инструкции ведущего участники
отодвигают свои стулья, освобождая пространство для
движения, и находят листочки с названиями животных. Не обсуждая с
другими содержание карточки, по команде все начинают
двигаться, изображая свое животное. Задача, стоящая перед
участниками, - собраться в группы всем «бегемотам», «обезьянам», «крокодилам» и
«верблюдам».
Упражнение «Атомы и молекулы»(IIвариант)
Упражнение на создание
работоспособности и разделение на подгруппы.
Все участники - «атомы». Они двигаются
по типу броуновского движения, иногда объединяясь в
молекулы. Темп, направление движения, количество атомов в молекулах и места
соединений
задает ведущий.
Например: «Молекулы, по три локтями!» -
все должны разбиться на группки по три человека и
прижаться друг к другу локтями. Скорость движения указывается
цифрой: «плюс 20», «плюс 45», «плюс 80». Это значит в
данном случае, что скорость растет, хотя она также может замедляться. Скорость
«минус 50» означает, что надо двигаться спиной вперед. В конце
выполнения упражнения надо образовать подгруппы («молекулы»).
Я не мог поверить, что существует настоящий онлайн-кредитор, который может быть таким добрым и честным, как Бенджамин Ли, который предоставил мне ссуду в 2 миллиона евро для выполнения моего проекта, который так долго ждал своего исполнения, но с С помощью офицера Бенджамина все было легко для меня. Я скажу вам связаться с кредитным офицером Бенджамином Ли по адресу 247officedept@gmail.com
ОтветитьУдалить